4. Разгерметизация кабины.

Последние две были сразу отвергнуты.

Итак, что пишут:
1. Совместное заявление С.М Белоцерковского и А.А. Леонова, цитирую: «…Самолёт Гагарина и Серёгина сорвался в ПЛОСКИЙ ШТОПОР в результате воздействия спутного следа от другого самолёта». И далее Леонов уточняет: «…вернее в ГЛУБОКУЮ СПИРАЛЬ на скорости 750 километров в час…».
2. Александр Ковалёв: «Ему (Гагарину) предстояло выполнить разворот со снижением при отсутствии естественного горизонта. Затем произошло какое-то НЕОЖИДАННОЕ СОБЫТИЕ, из-за которого самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования…».
3. Алексей Леонов: «Во время пилотирования самолёта (с экипажем Серёгин и Гагарин) в этом же районе несанкционно оказался другой самолёт Су-15 … лётчик Су-15 нарушил режим полёта, спустился до высоты 450 метров, … на форсаже ушёл на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолёт, вогнал в ШТОПОР, вернее в ГЛУБОКУЮ СПИРАЛЬ на скорости 750 километров в час. Самолёт совершил полтора витка и на выводе столкнулся с землёй…».
4. Наиболее близок к истине Владимир Аксёнов. Вот как он описывает ситуацию, в которую попал экипаж:«Недооценка лётчиками сложившейся и менявшейся метеообстановки… Попадания в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам… Вероятный исход от неожиданного попадания самолёта в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения (прежде всего авиагоризонта) – затягивание машины в ГЛУБОКУЮ НИСХОДЯЩУЮ СПИРАЛЬ…».

Версия попадания Ути МиГ-15 в спутный след (спутную струю), которой придерживается Леонов, не выдерживает никакой критики. Каким образом мог самолёт Гагарина попасть в след Су-15 и на какой высоте произошло сближение самолётов? Кто и как определил дистанцию между самолётами в 10-15 метров, о которой говорит Леонов?

Лётная практика показывает, что при попадании в спутную струю от бомбардировщика, а она в несколько раз мощнее, чем от истребителя, самолёт выбрасывается из следа, при этом вход в штопор ни разу не фиксировался. Вот как описывает это явление Павел Попович: «Я сотни раз попадал в эту струю, когда летал на перехват воздушной цели. И что? Швырнёт тебя в сторону, но тут же всё можно восстановить, встать на место». Космонавт Береговой говорит, что это неправдоподобно, ему вторит Степан Микоян.

Вот ещё пример. Когда отрабатывали воздушные «бои» на МиГ-17 один на один. Уцепишься за хвост «противника», вот-вот марка прицела установится на силуэте самолёта, и … вылетаешь во внешнюю сторону. Опомнишься – и опять в «бой», и сам становишься целью. «Витязи» и «Стрижи» пилотируют крыло в крыло, и как же приходится тому, кто в боевом порядке «Ромб» находится за ведущим! Уверен, что ни единожды попадал он в след ведущего. И ничего – летают, да к тому же выполняют сложнейшие фигуры высшего пилотажа.

И вообще, а был ли посторонний самолёт рядом с Ути МиГ-15? Версию эту опровергает член комиссии по расследованию катастрофы А.С. Миронов («Комсомольская Правда за 2018 год) «Су-15, пилотируемый лётчиком Богородским , который по версии Леонова явился причиной катастрофы, имел задание на испытание двигателей на высоте 18000 метров. Так вот, когда Гагарин говорил свою последнюю фразу: «625 задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на разворот на курс 320 градусов», самолёт Богородского уже приземлился».

О штопоре. Во многих публикациях «штопорят» все, кому не лень. Здесь и там только и слышно: вошёл в штопор, попал в штопор, вогнал в штопор, сорвался в штопор и т.д., и т.п. Версия о штопоре, в который якобы сорвался Ути МиГ-15, также не правдоподобна. Прискорбно, что этой версии придерживается и комиссия по расследованию катастрофы. Поведение самолёта в штопоре, особенно в плоском штопоре, на который ссылается Белоцерковский, сравнимо с падающим листом, и никаких перегрузок в 8-11 крат быть не может.