Шевченко Георгий Яковлевич — летчик-истребитель, полковник, Заслуженный военный летчик СССР. Служил в Казахстане, на Кавказе, в Заполярье, закончил службу на Урале в должности главного штурмана Управления авиации армии. На службе придерживался правила: «Подчиняться без унижения, командовать без превышения власти».

Вашему вниманию представлен очерк, посвященный расследованию гибели первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина, в котором автор даёт оценку вероятной причины катастрофы с позиции лётчика-профессионала, опровергая домыслы всевозможных «диванных фантазёров» и недобросовестных пиарщиков.

Памяти Гагарина

27 марта 1968 года вблизи деревни Новосёлово в Киржачском районе Владимирской области произошла катастрофа Ути МиГ-15. Погибли Юрий Алексеевич Гагарин и Владимир Сергеевич Серёгин. В официальных выводах комиссии по расследованию говорится: «Экипаж, из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки, совершил манёвр и сорвался в ШТОПОР. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб».

Стела на месте катастрофы УтИ МиГ-15

Прошлым летом я побывал на месте катастрофы. Вокруг лес, срезанная берёза, на месте столкновения самолёта с землёй – стела, рядом часовенка. К стеле ведёт бетонированная дорога, в начале дороги на пьедестале стоит Ути МиГ-15 №18. Прототип самолёта, на котором погиб экипаж. Мемориальный комплекс не достроен. В перспективе дорога будет представлять взлётную полосу, в конце которой – взлетающий МиГ 29. Мы подошли к стеле, возложили цветы, молча постояли, и мне захотелось разобраться, в чём истинная причина случившегося.

Автор статьи Г.Я. Шевченко у стелы

С чего начать? Естественно, полез в Интернет и тут такое обнаружил, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Попробовал посчитать количество разного рода публикаций, насчитал 50 и бросил. Всяческих версий немерено: от более-менее правдоподобных до абсурдных. Чего только в них ни встретишь: и пьяный экипаж, и срезанные парашютные ремни, и несметные стаи птиц. Досталось даже инопланетянам. А какой то «крупный специалист» пишет: «В тот роковой день 27 марта 1968 года он (Гагарин) сидел на ЗАДНЕМ месте лётчика-инструктора в двухместной кабине МиГ-15 учебно-тренировочной модификации». Что правда, то правда. Действительно, Гагарин сидел на «заднем месте». Если хорошенько поискать, то можно найти «перлы» похлеще, впору помещать в рубрику «Нарочно не придумаешь».