Приведу пример из личного опыта. Я закончил Батайское ВАУУЛ им. Серова в 1957 году. Выпускники нашего училища обязательно провозились на штопор. Для этого в каждой эскадрилье была специальная спарка и подготовленный инструктор, называли его «штопорник». Таким инструктором в нашей эскадрилье был комэска майор Дед.

Помню в деталях свой полёт на штопор. На предварительной подготовке тщательно отрабатывались действия при вводе в штопор, выводе из штопора, катапультирование. После теории – обязательный тренаж в кабине самолёта.

Ранним утром приехали на аэродром, погода «миллион на миллион», сел в кабину. Техник самолёта так затянул привязные ремни, что дышать стало трудно. Взлетели, набрали высоту 8 000 метров. Я начал вводить спарку в штопор: убрал обороты, ручку на себя, левая нога до упора. Самолёт начал терять скорость, переваливаться с крыла на крыло, опускать нос, никак не хотел входить в штопор. Так продолжалось некоторое время, пока он не вошёл устойчиво в штопор. Тотчас приступил к выводу: правая нога резко до отказа, самолёт сделал витка полтора и прекратил вращение, сразу же ручку вперёд до упора, почувствовал отрицательную перегрузку, пыль и мусор заполнили кабину несмотря на то, что кабина перед полётом была пропылесосена. И тут я оценил затянутые техником привязные ремни: они не дали оторваться от сидения. Спарка устойчиво пикировала, мы плавно вывели её из пике и благополучно приземлились.

Но не всегда полёты на штопор заканчивались благополучно. Те, кто учился в Батайске в эти годы, помнят случай, когда самолёт не вышел из штопора и экипаж покинул самолёт методом катапультирования. Инструктор ждал, когда катапультируется курсант, поэтому сам катапультировался вторым, да к тому через закрытый фонарь. Этим инструктором был мой командир майор Дед.

Штопор не проходит.

Как-то в Клубе Заслуженных военных лётчиков мы коснулись темы гибели Гагарина. Президент клуба Николай Иванович Москвителев, долгое время возглавлявший авиацию Войск ПВО страны, выслушав мнение членов клуба, однозначно сказал: «Крутая спираль».

Я попытаюсь на основании достоверных сведений восстановить картину происшествия.

Вот неопровержимые факты, вскрытые в ходе расследования катастрофы:

1.Хронология, радиообмен с землёй, действия экипажа:
-10.19.00 – взлёт Ути МиГ-15;
-10.25 – самолёт занял свою зону и получил разрешение выполнять задание. В зоне летчики должны были выполнить: виражи, витки малой спирали, пикирование, боевой разворот, бочки;