Да, были люди в наше время

В заключение я хочу рассказать о командире нашей дивизии. Генерал Середа Пётр Сельверстович — Герой Советского Союза. На войне с 22 июня 1941 года, выполнил около 500 боевых вылетов, участвовал в 70 воздушных боях, сбил 18 самолётов противника. Награждён 4-мя орденами Ленина, 4-мя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 ноября 1942 года.

В наградных представлениях Пётр Сельверстович характеризуется как отважный, бесстрашный лётчик, товарищи называли его дерзким, обладающим чувством юмора. Сам он рассказывал, как ушёл от четвёрки «мессеров» на И-16. При подходе к Жмеринке в паре с ведомым атаковал группу Ю-87. У ведомого заклинило пулемёт, и он пошёл на таран, но «юнкерс» продолжал полёт. Самолёт ведомого также был повреждён, и лётчик произвёл вынужденную посадку. Середа, обеспечив посадку ведомого, догнал «юнкерс» и поджог его. В этот момент появилась четвёрка «мессеров». Куда деваться? И тут увидел под собой село с церковью и колокольней. Быстро пошел вниз и стал крутить вокруг колокольни виражи. Немцы оторопели, покружили и ушли, а сам на пределе дотянул до своего аэродрома.

А вот какую байку я слышал от старших товарищей. Будто бы рассказывал сам Пётр Сельверстович. Как-то Главком ПВО Маршал Советского Союза Бирюзов Сергей Семёнович проводил сборы командиров соединений в Москве. В ходе совещания он заслушивал отдельных командиров о состоянии дел, задавал вопросы. Дошла очередь и до генерала Середы.

– Середа, расскажи устройство атомной бомбы.
– Ну, значит, так, товарищ маршал, корпус ( и показал руками).
– Правильно, а что внутри? (пауза)
– ТРОТИЛОВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ.
– А где ты это вычитал? В такой небольшой брошюре?
– Не, товарищ маршал, в большой такой книге.
– Ну, хорошо. Приезжай через месяц и захвати ту самую большую книгу.

«И что же вы думаете, – рассказывал Пётр Сельверстович. – Пытали часа полтора, да ещё заставили написать и расписаться, что дурак». Рассказывая, сам смеялся до слёз. А сколько баек ходило о маршале авиации Савицком Евгении Яковлевиче, не счесть. Но о ДРАКОНЕ в следующий раз. Да, были люди в наше время!

Бравый кавалерист (байка из 30-х годов)

Прошёл слух, что комиссаром авиационного полка назначен кто-то из кавалеристов. И действительно, в один летний погожий день на лётном поле появился человек в военной форме с саблей на боку. Шёл не спеша мимо стоянки самолётов, где механики готовили матчасть к полётам.

Авиаторы – народ прикольный. Видя приближающегося комиссара, механики, мотористы развили бурную деятельность. Над стоянкой понеслось: «Принеси ведро компрессии, почисти угол атаки, там кто-то нагадил, помоги Петрову выпрямить на самолёте продольную ось,» – и всё в таком же духе.

Комиссар, ни на кого не обращая внимания, подошёл к самолёту, на котором механик прогревал мотор, и попросил попробовать самому. Сел в кабину, пристроил саблю и показал жестом убрать колодки, вырулил на лётное поле, разбежался и взлетел. Развернулся и на бреющем прошёл над стоянкой. Набрал высоту и на глазах у собравшихся показал высший пилотаж. На посадку зашёл не по коробочке, а с переворота, приземлился точно у Т, зарулил на стоянку и ударом по лапкам выключил мотор. Затем вылез из кабины на крыло, окинул взглядом собравшихся.

К этому моменту весь личный состав полка был на аэродроме. Комиссар поправил саблю и произнёс историческую речь: «Прежде, чем подкалывать человека, надо его знать, считаю, что наше знакомство состоялось». Слез с коня, т.е. с крыла и пошёл в штаб.