Шевченко Георгий Яковлевич — летчик-истребитель, полковник, Заслуженный военный летчик СССР. Служил в Казахстане, на Кавказе, в Заполярье, закончил службу на Урале в должности главного штурмана Управления авиации армии. На службе придерживался правила: «Подчиняться без унижения, командовать без превышения власти».

Вашему вниманию представлены рассказы, посвященные неистребимым авиационным шуткам и юмору. Георгий Яковлевич написал эти рассказы на основе реальных событий из его богатой авиационной жизни.

Вступление

В 1951 году я поступил в 8-ой класс Спецшколы ВВС № 12 города Краснодара. Закончил её в 1954 году и был направлен в военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (ВАШПОЛ № 15) в город Уральск. 2 года (Як-18, Як-11) – и в Батайск, БВАУЛ имени Серова на МИГ-15. Закончил училище в ноябре 1957 г. и получил назначение в полк второй линии в городе Тихорецке. Так началась моя самостоятельная жизнь.

Простите за длинноты, но не могу удержаться и не рассказать о трёх годах, проведённых в спецшколе. Приколы были и в нашей среде, и порой очень жёсткие.

Мы, спецшкольники, называли себя бурсаками, школу – бурсою, но только между собой, вне школы мы были спецшкольники, будущие лётчики. В увольнении или на каникулах мы одевали погоны из фольги и краб на фуражку вместо звёздочки и прикалывали эмблему «птичку» посередине погона, чтобы в темноте приняли за майора. Наивные.

В училище подобного не было, там уже была служба, служба на выживание. И если что-то пошло не так, дослуживаешь до 3-х лет, а того, кто «водку пьянствовал, безобразия нарушал, вместо того, чтобы матчасть устранять» – в стройбат.

Петлей по мессеру

Перехожу к основной теме рассказа.

Нас, молодых лейтенантов, распределили по трём эскадрильям. Командиры наши — почти все фронтовики — принимали участие в воздушных боях, награждены орденами и медалями. Но мы не знали, какие награды они имели, на каких самолётах летали, на каких фронтах. В то время было как-то не принято хвалиться заслугами. Это уже потом прозвучало: «Фронтовики, наденьте ордена». О своих подвигах не рассказывали.

Помню только один раз командир эскадрильи майор Зимодра Захар (отчества не помню) рассказывал, как он дрался с «юнкерсами», называя их лаптёжниками.

Да ещё помню юморной рассказ командира звена капитана Кривошеева о своём первом воздушном бое:

«Взлетели звеном, встретили группу немецких истребителей, завязался бой. Я сразу же оторвался от своего ведущего. Что делать? А была не была! Переворот, петля, полупетля, опять переворот, петля, боевой разворот – всё, как учили. Перед глазами мелькают кресты, звёзды, а я знай себе воюю. Так продолжалось какое-то время. Сколько минут длился бой, не помню. Пришёл в себя, когда все разошлись. Немцы ушли на запад, мы к себе на восток. После посадки узнал, что сбитых не было с обеих сторон. А я (здесь он рассмеялся) получил благодарность за успешные действия».

Заливал, наверное, но мы слушали разинув рты.