Классная байка
Прошло 2 года, и нам присвоили 3-й класс. Для лётчика класс – это что-то особое, завораживающее, престижное, как теперь говорят, цель жизни. Звания, должности, естественно, важные составляющие карьеры каждого офицера, но 1-й класс – это нечто. Первоклассным лётчиком мог стать не каждый. Достаточно сказать, что 1-й класс присваивался приказом МО СССР.
В нашем полку лётчиков 1-го класса было 4 человека: командир полка, его замы и мой комэска. Мы с вожделением смотрели на золотой значок с красной единицей на щите. Я знал одного генерал-майора Мельникова Сергея Игоревича, бывшего командира авиационного полка, который волею судеб носил общевойсковую форму. Так вот, у него на правой стороне кителя было два значка: академический и лётчика первого класса, и он очень им гордился. Для присвоения 3-го класса необходимо было выполнить полёт в составе полка. И вот рассказывают такую байку:
Взлетели полком, построились в боевой порядок «пеленг». Во главе строя – командир полка. После сбора группы командир начал разворот, и почему-то разворот на «внутреннего». Несложно представить в каком положении оказались замыкающие. Сначала робко, затем всё громче и громче раздавались голоса: «Увеличьте скорость, увеличьте скорость». И вдруг громко и чётко прозвучало в эфире: «Хули ты его просишь, он всю жизнь на ПО-2 летал». И тишина. Кое-как сели, всех построили, и командир, обходя строй, заслушал каждого. Чем дело кончилось, история умалчивает. Мы закончили подготовку в полку второй линии.
Гордый чеснок
В 1959 году нас распределили по боевым полкам. Я попал в 84 гвардейский ИАП, базирующийся на аэродроме Военвед в городе Ростов-на-Дону. Кроме нашего полка на аэродроме располагался ещё один истребительный полк, штаб дивизии, обслуживающие части. Жилья не хватало, многие жили на частных квартирах, в том числе и лётчики.
Моим полком командовал подполковник Куликов Иван Михайлович, по прозванию «Цыган». Лётчик был классный, отлично стрелял по «конусу». Элемент сложнейший, поразить «конус» было большой удачей. Тут главное не только попасть по «конусу», но и не подстрелить буксировщик. Как правило, это был ИЛ-28. Мы просили рассказать, как это ему удаётся. «Очень просто,— смеётся.— Подходишь сбоку, скользишь, прицеливаешься – и шуруй ногами по хребту, чтоб не кучно было».
В начале рассказа я отмечал, что наши командиры-фронтовики были скромны в общении с подчинёнными, но цену себе знали. В дивизии, в которую входили три авиационных полка (два в Ростове-на-Дону и один в Тихорецке), было два Героя Советского Союза, командир дивизии и командир соседнего полка. Мы смотрели на них, как на божество. Командир полка – полковник Часнык Николай Леонтьевич. За годы войны выполнил более 700 боевых вылетов, сбил 27 немецких самолётов. В одном из боёв был сбит, ранен, попал в плен, участвовал в восстании узников Бухенвальда в 1945 году. Из Бухенвальда попал в госпиталь к американцам.
Николай Леонтьевич награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 августа 1944 года. Про него рассказывали следующее. Как-то командующий округом пожурил Часныка: «Слушай, Часнык, люди говорят, что ты какой-то гордый, заносчивый с сослуживцами, что так?» «Не, товарищ командующий, — отвечает Часнык. — Просто я ПРЯМО ХОЖУ, а они думают, что я гордый».