Мосолов Георгий Константинович
Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Георгий Константинович Мосолов родился 3 мая 1926 года в Уфе.
В 1943 году окончил в Казани Центральный аэроклуб имени В.П. Чкалова. В 1944 году — Казанскую спецшколу Военно-воздушных сил, в сентябре 1945 года — 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков (Кременчуг, Полтавской области). В 1948 году окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков, годом позже — Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу в городе Грозном. В 1953 году стал выпускником Школы летчиков-испытателей, в 1959 году — закончил Московский авиационный институт.
В 1948-1951 годах был летчиком-инструктором Чугуевского ВАУЛ. С июня 1953 года по 1959 года работал летчиком-испытателем, а с 1959 года по сентябрь 1962 года — старшим летчиком-испытателем ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности СССР (конструкторское бюро Артема Микояна). Испытывал большое количество прототипов боевых самолетов разработки микояновского КБ. В частности, летал на экспериментальных истребителях Е-2 (1955), И-ЗУ (1956), И-7У (1957), И-75 (1958), СП-12ПМ (1958), И-75Ф (1958), Е-6/3 (МиГ-21, 1958), Е-152А (1959), Е-152 (1961), Е-8 (1962), всего освоил более 50 типов воздушных судов. Проводил летные испытания многих первых экземпляров реактивных двигателей, различных опытных систем радионавигации, перехвата и вооружения.
Георгий Мосолов установил четыре авиационных рекорда, зарегистрированных Международной авиационной федерацией (Federation Aeronautique Internationale, FAI, ФАИ). 31 октября 1959 года на Е-66 (МиГ-21) поставил рекорды средней скорости на замкнутой дистанции в 15/25 и 100 км — 2 тыс. 388 км/ч (рекорды ФАИ №9062 и 4576).
28 апреля 1961 года на Е-66А Мосолов установил рекорд высоты — 34 км 714 м (рекорд ФАИ №8661).
7 июля 1962 года на Е-166 установил второй рекорд скорости — 2 тыс. 681 км/ч (рекорд ФАИ №8514).
11 сентября 1962 года Георгий Мосолов получил тяжелые травмы в результате авиационного происшествия. Во время пилотирования опытного сверхзвукового истребителя Е-8 (прототип МиГ-23) у самолета разрушился двигатель. Летчику удалось катапультироваться, однако он получил тяжелые травмы. В реанимации московской клинической больницы имени С. П. Боткина дважды пережил клиническую смерть и после выздоровления к полетам вернуться не смог.
В 1962-1969 годах работал в ОКБ-155 ведущим конструктором. В апреле 1966 года был уволен в отставку из рядов ВС СССР.
С 1969 года по 1975 год занимал пост заведующего кафедрой военно-патриотического воспитания в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, в 1969-1973 годах был председателем президиума Федерации хоккея СССР. С апреля по декабрь 1978 года работал директором Государственного республиканского русского народного ансамбля «Россия» (ныне — Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л.Г. Зыкиной).
В 1978-1983 годах — помощник представителя «Аэрофлота» в Хельсинки (Финляндия), в 1983-1992 годах — представитель советских авиалиний в Швеции и других странах. После этого вышел на пенсию.
В 2012 году выступил одним из соучредителей Межрегиональной общественной организации выпускников Харьковского (Чугуевского) авиационного училища летчиков имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца «Летное братство».
Удостоен звания Героя Советского Союза (1960, «за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники»). Награжден двумя орденами Ленина (1957, 1960), орденом Красной Звезды (1961), медалями.
Умер Георгий Константинович 18 марта 2018 г. на 92 году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.