Федотов Александр Васильевич

1932 — 1984 г.г.

Заслуженный летчик-испытатель СССР (21.02.1969 г.), Герой Советского Союза (22.07.1966 г.), мастер спорта международного класса (1975 г.), заслуженный тренер СССР (1976 г.), генерал-майор авиации.

Родился 23 июня 1932 года в городе Сталинграде. В 1950 году окончил Сталинградскую спецшколу ВВС. В Советской Армии с 1950 года.
В 1952 году окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, был оставлен в нем летчиком-инструктором. С 1957 года в запасе. В 1958 году окончил Школу летчиков-испытателей. В 1965 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала МАИ.

С августа 1958 года на летно-испытательной работе в ОКБ имени А.И. Микояна (в 1962-1984 годах — старший летчик-испытатель ОКБ). Участвовал в испытаниях всех самолётов, разработанных и построенных в ОКБ Микояна за эти годы, в том числе боевых самолётов от МиГ-21 до МиГ-31 и их модификаций, а также опытных самолётов Е-152А. Впервые в стране достиг скорости, соответствующей числу М=3.

В 1961-1977 годах установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 — абсолютные) скорости, высоты, грузоподъемности и скороподъёмности на самолетах Е-166 и МиГ-25. 

В общей сложности, Федотов 8 998 раз поднимал в небо самолёты разных типов и провёл в воздухе почти 5 тысяч часов. Неоднократно попадал в сложные аварийные ситуации, трижды был вынужден катапультироваться. Первое катапультирование произошло в 1973 году с невыходившего из штопора МиГ-23. Второе — в 1980 году из МиГ-29, потерявшего управляемость во время сверхзвукового разгона у земли из-за пожара, возникшего при разрушении двигателя. Третье — в 1983 году из МиГ-23УБ при вводе в строй молодого лётчика-испытателя Р. Таскаева во время сверхзвукового разгона у земли, когда взорвавшийся двигатель пережёг тяги управления самолётом.

22 июля 1966 года Федотову Александру Васильевичу за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

21 февраля 1969 года присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

В 1981 году в звании полковника был вновь зачислен в ряды Советской Армии.

Погиб 4 апреля 1984 года в испытательном полете на самолете МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В.С. Зайцевым. На самолёте была установлена новая опытная электронная система сигнализации выработки топлива из баков. Для её проверки измерительную часть штатного топливомера отключили. При выходе в испытательную зону и разгоне до заданной скорости произошло ложное срабатывание сигнализации выработки одной группы топливных баков, затем другой. Предполагая утечку топлива, Федотов решил прекратить задание и вернуться на аэродром. При подходе к аэродрому загорелись лампочки выработки всех остальных баков и лампочка аварийного остатка топлива. Лётчик принял решение выполнить аварийную посадку с крутого разворота.

При этом произошел выход самолёта на закритические углы атаки и сваливание в штопор. Экипаж предпринял попытку катапультирования, но недостаток высоты привёл к трагическому исходу — катастрофе.

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
-два ордена Ленина;
-орден Боевого Красного Знамени;
-орден Трудового Красного Знамени;
-медали.
Удостоен Золотой медали ФАИ (1974 г.) и 3-х медалей де Лаво (1961 г., 1973 г., 1977 г.).

Именем Федотова названа Школа лётчиков-испытателей и улицы в городах Жуковском и Волгограде. На доме в городе Жуковском, где он жил, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска в память о Герое установлена также на здании контрольно-пропускного пункта Армавирского учебного авиационного центра подготовки лётного состава истребительной авиации.