Анохин Сергей Николаевич

1910 — 1986

Заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Анохин С.Н. родился 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1910 года в городе Москве в семье служащих.

Однажды старший брат Леонид выиграл по «осоавиахимовской» лотерее лыжи и подарил билет Сергею. Он пошёл за лыжами и узнал, что среди выигрышей есть и полёт над Москвой на самолёте. Недолго думая, Сергей поменял лыжи на полёт. По меткому выражению Ярослава Голованова, «так состоялся самый крупный выигрыш в истории всех наших лотерей: советская авиация «выиграла» Сергея Анохина». Вскоре он подал заявление в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, но не прошёл медкомиссию. Тогда Сергей решил заняться планеризмом.

В 1929 году он начал летать на планере ИТ-4бис, построенном в кружке планеристов при клубе имени Кухмистерова.

30-е годы

В 1930 году окончил Московскую планерную школу. После этого он занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе. С января 1931 года С.Н. Анохин учится в Высшей лётно-планерной школе (ВЛПШ) в Коктебеле. В ноябре 1931 года он закончил её и как один из лучших выпускников, был оставлен в ней командиром учебного лётного отряда.

В 1932 году Сергей Николаевич заканчивает Центральную лётную школу ОСОАВИАХИМа в Тушино. В 1933 году окончил Высшую парашютную школу.

Таким образом, С.Н.Анохин стал универсалом: он освоил прыжки с парашютом, а также полёты как на планерах, так и на самолётах.

18 октября 1934 года Сергей Николаевич устанавливает новый всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планере — 32 часа 11 минут. Тогда же, в октябре 1934 года, С.Н. Анохин выполняет экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере «П.Постышев» и устанавливает всесоюзный рекорд высоты полёта на планере — 2 340 метров.

В этом же году Сергею Николаевичу присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР», а в 1935 году за большие заслуги в развитии планеризма он удостоен Грамоты ЦИК СССР. А было ему в то время всего 25 лет!

В 1940 году у С.Н. Анохина при выполнении пилотажа на планере отвалился элерон. Сложилась критическая ситуация: планер практически потерял управление. Однако лётчик сумел выполнить благополучную посадку.

С сентября 1941 года Сергей Николаевич — командир планерной авиаэскадрильи Центрального аэроклуба.

В ноябре 1941 года С.Н.Анохину присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР».

С декабря 1941 года Сергей Николаевич — в армии, ему присвоено воинское звание «старший лейтенант». Он назначен командиром отряда испытательной авиаэскадрильи Воздушно-десантных войск и проводит испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ в Медвежьих Озёрах.

В августе — сентябре 1942 года С.Н. Анохин проводит испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху лёгкого танка Т-60 методом буксировки за самолётом. Для этого к танку крепились крылья и хвостовое оперение. Было выполнено несколько подлётов и один полёт на буксире за самолётом ТБ-3. Однако мощности моторов ТБ-3 для длительной буксировки (даже со снятой башней танка) оказалось недостаточно и лётчик П.А. Еремеев был вынужден произвести отцепку А-40. С.Н. Анохин благополучно произвёл посадку на Быковском аэродроме (взлёт производился с аэродрома ЛИИ, расположенного примерно в 5 километрах от Быково). Испытания были прекращены.

Параллельно с испытательной работой Сергей Николаевич участвует в боевых действиях в должности командира лётного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте.

В течение 1942-1943 годов он совершил несколько боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планерах, доставляя им боеприпасы, медикаменты, продукты.

В апреле 1943 года С.Н. Анохиным и лётчиком Ю. Желютовым был выполнен единственный за время Великой Отечественной войны взлёт планера с партизанского аэродрома. Обычно планеры после выполнения перелёта к партизанам уничтожались, а пилоты планеров возвращались на самолётах. Но в тот раз это правило было нарушено. Несмотря на ограниченные размеры партизанского аэродрома и загрузку планера (на нём находились раненые партизаны, которых было необходимо срочно доставить в госпиталь), Сергеем Николаевичем был мастерски произведён взлёт на коротком тросе за самолётом СБ. Жизнь раненых была спасена. За этот подвиг С.Н. Анохин получил свою первую награду — орден Красного Знамени.

В июне 1943 года по личному распоряжению члена Государственного Комитета Обороны Г.М.Маленкова С.Н.Анохин откомандирован в Лётно-исследовательский институт для проведения испытаний самолёта «302» — одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД. К сожалению, из-за недоведённости двигателя самолёт был испытан лишь в планерном варианте.

В сентябре 1943 года С.Н. Анохин переходит в ЛИИ на постоянную работу. С первых же дней работы в институте он выполняет самые сложные испытания, попадая при этом в критические ситуации. 5 октября 1943 года, при проведении испытаний самолёта, снабжённого турбокомпрессором для повышения высотности, в воздухе загорелся мотор. Несмотря на пожар, Сергей Николаевич выполнил посадку горящего самолёта на свой аэродром и уже на пробеге покинул кабину горящего самолёта. Пожар был ликвидирован, опытный самолёт спасён.

В мае 1944 года С.Н. Анохин выполняет первый полёт самолёта Як-7Р с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ДМ-4с и проводит его испытания. В это же время он проводит лётные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность лётчика в полёте, выполняет ряд испытательных полётов на высотном самолёте-перехватчике Як-3ПД на высотах более 13000 метров. Сложность этих высотных полётов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолёте.

Истребитель Як-3

17 мая 1945 года С.Н. Анохин выполнял контрольные испытания истребителя Як-3 на прочность. Разрушение самолёта не предусматривалось, но и не исключалось. Надо было сделать 12 режимов с перегрузками. На третьем режиме Сергей Николаевич не включил самописец. Получалось, что придётся выполнять 13 режимов. Число «13» оправдало свою недобрую славу: на пятом режиме у самолёта отломилось крыло. Лётчику стоило огромных усилий и самообладания сбросить фонарь и выпрыгнуть с парашютом из беспорядочно падающего к земле самолёта. С.Н. Анохин получил тяжёлые ранения и потерял левый глаз.

Через два месяца, после выхода из госпиталя, перед лётчиком стал выбор дальнейшего жизненного пути. Решение однозначно: только летать! И начинаются долгие месяцы усиленных тренировок. С.Н.Анохин всячески разрабатывает глубинное зрение. И эти усилия оказались не напрасны. Уже в декабре 1945 года он возвращается к лётно-испытательной работе в ЛИИ и сразу же подключается к проведению самых сложных и ответственных испытаний.

В августе 1947 года С.Н. Анохину присвоена квалификация «лётчик-испытатель 1-го класса», а в 1949 году — воинское звание «полковник».

В 1947 году С.Н.Анохин прикомандировывается к ОКБ А.С.Яковлева. Там он выполняет первые полёты и проводит испытания Як-25 (первый), Як-30 (первый), Як-23УТИ, Як-50 (первый); участвует в испытаниях Як-11У, Як-16, Як-18У, Як-19, Як-20. 22 марта 1950 года на самолёте Як-50 С.Н. Анохиным была достигнута рекордная в стране скорость у земли — 1170 км/час (М=0,98).

Одновременно с работой в ОКБ А.С.Яковлева С.Н.Анохин активно участвует в испытаниях МиГ-15 и Су-15 (первый). 3 июня 1949 года при проведении испытаний Су-15 ему пришлось покинуть самолёт из-за возникших вибраций. Катапульта не сработала и лётчик был вынужден вручную сбрасывать фонарь кабины. Когда это не удалось, С.Н.Анохин, проявив завидную выдержку и хладнокровие, сумел выбраться из кабины в образовавшееся пространство между фонарём и бортом самолёта и благополучно выпрыгнуть с парашютом.

60-е годы

В 1951-1953 годах совместно с Амет-Ханом Султаном, Ф.И. Бурцевым и В.Г. Павловым Сергей Николаевич проводит испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС-1 «Комета». Самолёт-аналог «К» был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. После отцепки автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. Лётчик должен был контролировать работу автоматической системы и в случае её отказа, переключить управление на себя. При подходе к цели автоматика выключалась и самолёт-снаряд приземлялся на аэродром. За проведение этих испытаний Сергею Николаевичу 3 февраля 1953 года было присвоено звание Героя Советского Союза, он также был удостоен Сталинской премии 2-й степени (позже переименованной в Государственную премию СССР).

Во второй половине 1950-х годов Сергей Николаевич занимается испытаниями самолётов Ту-104, Як-26, Як-28. Проводит испытания МиГ-19 на динамический потолок, МиГ-21Ф на штопор.

В 1957 году С.Н. Анохин совместно с Г.М. Шияновым проводит испытания СМ-30 — системы запуска самолёта МиГ-19 с наземной катапульты. В ходе этих испытаний он выполняет 2 старта на СМ-30 с подвесными топливными баками.

После нескольких катастроф самолётов Ту-104, причины которых так и не были выяснены, в 1958 году Сергеем Николаевичем были проведены сложные испытания самолёта Ту-104 на устойчивость и управляемость, а в 1959 году — испытания Ту-16 на срыв и сваливание.

17 февраля 1959 года С.Н. Анохину в числе первых 10 лётчиков было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», ему был вручен знак № 1.

В начале 1960-х годов Сергей Николаевич выполнил несколько десятков полётов на летающей лаборатории Ту-104, созданной для исследования режима невесомости. Тут он впервые столкнулся с космонавтикой, лично познакомился со многими будущими космонавтами.

21 декабря 1960 года в испытательном полёте на Ту-16ЛЛ возникла критическая ситуация. Экипаж был вынужден покинуть самолёт. Фонарь кабины командира экипажа, которым в том полёте был С.Н. Анохин, не сбросился и катапульта (из-за блокировки) не сработала. Вот тут ему и пригодился богатый опыт парашютных прыжков. Сергей Николаевич хладнокровно отсоединил фал парашюта от своего катапультного кресла, вылез из кабины через сброшенный фонарь второго пилота (им был Г.Н. Захаров), схватился за антенну, идущую вдоль фюзеляжа и скользя по ней, миновал зону воздухозаборников двигателей. После чего отделился от самолёта и благополучно раскрыл парашют.

В августе 1962 года С.Н. Анохин был по здоровью списан с лётно-испытательной работы. После этого он работал заместителем начальника лётно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. В марте 1964 года Сергей Николаевич вышел в отставку и уволился из ЛИИ, которому отдал более 20 лет жизни.

Опять встал вопрос: что делать дальше? И тут на помощь пришёл Сергей Павлович Королёв. Они были хорошо знакомы по Коктебелю, но после этого долго не виделись. И вновь встретились лишь в 1963 году, во время проведения мероприятий, посвящённых 40-летию советского планеризма. С.П. Королёв пригласил С.Н. Анохина на работу в своё ОКБ, обещая в скором времени полёт в космос. Сергей Николаевич откликнулся на это предложение и с мая 1964 года стал начальником методического отдела ОКБ-1 (НПО «Энергия»). Он прошёл курс подготовки к космическим полётам, был зачислен в отряд космонавтов, однако после смерти С.П. Королёва к полёту в космос допущен не был. После этого он продолжал работать начальником методического отдела, руководил подготовкой гражданских космонавтов.

Последний раз Сергей Николаевич поднялся в небо в 1983 году на мотодельтаплане. Произошло это в Коктебеле, на торжествах, посвящённых 60-летию советского планеризма. Было ему в то время 73 года.

Могила С.Н. Анохина

За время своей лётной деятельности С.Н. Анохин освоил около 200 типов самолётов и планеров, провёл уникальные по своей сложности испытания, им выполнено более 250 парашютных прыжков (из них 6 — вынужденных).

Умер Сергей Николаевич 15 апреля 1986 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Именем С.Н. Анохина названа малая планета, открытая 17 июля 1969 года и зарегистрированная в апреле 1996 года. На доме, где он жил (г.Москва, Кудринская площадь, дом 1), помещена мемориальная доска.

Список источников:
1. А.А. Симонов. Заслуженные испытатели СССР.
2. В.П. Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.
3. А.А. Щербаков. Лётчики, самолёты, испытания.
4. И. Шелест. Лечу за мечтой.
5. Сайт testpilot.ru.
6. Сайт авиару.рф