Арцеулов Константин Константинович

1891 — 1980

Родился 17 мая 1891 года (29 мая по новому стилю) в Ялте, в семье потомственного моряка. Учился в Морском корпусе. Отчисленный по состоянию здоровья юный Костя строит планеры, в 1910 году пытается поступить в Академию художеств, но как только в Петербурге открывается авиазавод Щетинина, поступает туда рабочим. Позже при заводе открылась школа пилотов и Арцеулов записался в нее. Летали в Гатчине. Самостоятельно Константин вылетел после… единственного проверочного полета.

7 сентября 1911 года окончил авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» (пилотский диплом № 45 аэроклуба). Затем работал летчиком — инструктором. В 1912 году Арцеулова призвали на военную службу в кавалерию. Несмотря на нехватку в армии летчиков (к началу Первой мировой войны в авиационных частях России насчитывалось лишь 200 пилотов; недокомплект составлял 90 человек), ему лишь в начале 1915 года удалось перевестись в авиацию.
Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов. За мужество и отвагу Арцеулов был удостоен 5-ти воинских орденов. Его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся российских летчиков — асов Первой мировой войны, таких как А. Казаков, Е. Крутень, В. Ткачев…

Фронту нужны были летчики — истребители. Их не хватало. Осенью 1916 года Управление воздушным флотом назначило Арцеулова обучающим офицером класса истребителей в Качинскую школу. Вскоре он стал начальником истребительного отделения. В то время считалось, что сорвавшийся в штопор самолет не имеет выхода из него. Число катастроф от срыва в штопор особенно возросло во время войны, когда условия боевых полетов потребовали от летчиков выполнения резких эволюций при встрече с противником. Идея выхода из штопора родилась у Арцеулова еще на фронте. Путем чисто теоретических исследований он пришел к выводу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопору (обычно, летчики попавшие в штопор, старались приподнять опущенный вращающейся нос самолета и тянули ручку управления на себя, чем еще более усугубляли ситуацию). Откомандирование на Качу ускорило осуществление замысла проверить теоретические расчеты на практике.

Это произошло в 11 часов утра 24 сентября 1916 года. Самолет Ньюпор-XXI (заводской № 1710) оторвался от земли и набрал высоту 2000 метров. Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. В том же полете Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолеты из штопора, а в октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы.

Вскоре русские военные летчики — ученики Арцеулова — стали применять штопор и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в штопор. Обманутый противник, думая, что самолет сбит, прекращал стрельбу. Тогда отважные авиаторы выводили машину из штопора и на бреющем полете уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней летчиков спас своими рискованными полетами Константин Арцеулов.

После Октябрьской революции Арцеулов продолжал готовить кадры военных летчиков (одним из его учеников был Валерий Чкалов), испытывал самолеты (1923 году он испытывал первый советский истребитель — моноплан И-1 конструкции Н. Поликарпова), работал в гражданской авиации, был одним из организаторов советского планеризма. В 1923 году поднял в воздух первый планер собственной конструкции (всего создал 5 планеров). На 1-х Всесоюзных планерных испытаниях 1923 года планер А-5 был удостоен главного приза, на нем летчик Л.А. Юнгмейстер установил рекорд продолжительности полета — 1 час 2 минуты 30 секунд.

В августе 1923 года К. Арцеулов испытывал самолёт ИЛ-400, но, несмотря на весь его богатый опыт, первые попытки взлететь закончились неудачей. Самолет упорно не желал отрывать хвост от земли. Чтобы исправить положение, стабилизатор установили на крайний отрицательный угол.

К.К. Арцеулов в госпитале после аварии ИЛ-400

Благодаря этому 15 августа 1923 года ИЛ-400 после короткого разбега поднялся в воздух, но затем машина вдруг вышла из повиновения и круто пошла вверх, не подчиняясь усилиям летчика перевести ее в горизонтальный полет. Арцеулов догадался выключить мотор, и самолет, зависнув на мгновение с задранным носом, рухнул плашмя на летное поле. Из бесформенной груды обломков извлекли израненного, но, к счастью, живого испытателя.

В 1927 году К. К. Арцеулов переходит в Гражданскую авиацию, называемую «Добролет», для выполнения очень сложных аэрофотосъемок на огромной территории страны. С 1927 по 1933 годы он ежегодно улетал на своем изрядно потрепанном «Юнкерсе-21» в далекие экспедиции в Пермь, где провел аэрофотосъемку для составления более точных карт Предуралья, а также в Западную Сибирь, Удмуртию. Проводил съемку в Курганской и Омской областях.

Арцеулов
В гостях у К. Арцеулова: Юра Екатов (стал Заслуженным лётчиком-испытателем СССР) с отцом Аркадием Никифоровичем Екатовым (Заслуженным лётчиком СССР)
Фото предоставлено Заслуженным лётчиком-испытателем А.С. Гусевым

Затем съемку в районе пролегания будущей трассы Турксиба, в Вахшской долине. Затем разведку ледовой обстановки в северной части Азовского моря и принимал участие в операции по спасению рыбаков с оторвавшейся льдины.

Он весь был охвачен радостью летного труда в ту пору человеческой жизни, которую называют лучшей. Летчик высочайшего класса, летающий на самолетах 50 различных типов и имеющий свыше 6000 часов налета, он был полон сил и планов и неожиданно в какое-то одночасье все рухнуло…

В 1933 году Константин Арцеулов был репрессирован. В 1937 году полностью реабилитирован и освобожден. С того времени Арцеулов, внук всемирно известного художника И. Айвазовского, сам стал профессиональным художником. Был членом Союза художников СССР.

Могила К.К. Арцеулова
Надгробная плита

Много — много книг, издаваемых центральными издательствами, вышли с рисунками Константина Константиновича. Разных. Но больше всего он любил иллюстрировать книги об авиации. И теперь, когда вам попадется такая книга, посмотрите на титульный лист. Если там будет напечатано: «Рисунки К. Арцеулова», то присмотритесь к ним внимательней. На рисунках стоит особая печать, печать летчика-художника.

Умер К.К. Арцеулов 18 марта 1980 года в Москве. Похоронен на Новокунцевском кладбище.