Москвителев Николай Иванович — генерал-полковник авиации, Заслуженный военный летчик СССР. Более 12 лет был бессменным председателем Совета Клуба заслуженных военных летчиков, лётчиков-испытателей и штурманов, .

Николай Иванович десять лет командовал авиацией ПВО страны.

В мире авиации он заслужил исключительный авторитет как лётчик, руководитель и человек.

Во фрагментах книги ЛИНИЯ ЖИЗНИ представлены яркие картины рискованных полетов, воспоминания о людях великой советской авиационной державы, раздумья автора о закономерностях жизни и работы на земле и в небе.

Предисловие

«Посвящается летчикам-истребителям XX — XXI веков»

Некоторые знатоки утверждают, что профессия — это только часть нашей жизни. С такой теорией я в корне не согласен. Как младенец связан с утробой матери пуповиной, так и настоящего авиатора до конца жизни не отделить от неба, а моряка от моря.

«60 счастливых лет в авиации». В моей судьбе это не громкая фраза, а святая правда и действительность.

Сохранив жизненные силы и оптимизм, которые черпаются в общении с молодыми, не потеряв в душе чувство молодости и в возрасте 77 лет, люблю, умею, а при первой возможности и сейчас летаю! Надеюсь, что мой полет на сложный и высший пилотаж с перегрузкой 5g на спортивном самолете Як-52 25 июля 2003 г. был не последним.

Летчик, особенно истребитель, испытывает наивысшее состояние души, ощущает неземное чувство, когда он один в бескрайнем темно-фиолетовом небе на высоте 20 000 м на скорости, равной двум, трем скоростям звука. Я считаю очень счастливыми те годы, когда был учеником великих рыцарей неба, когда сам учил тех, которые стали впоследствии крупными авиационными руководителями, когда принимал самое активное участи в создании, испытаниях и внедрении в войска новейшей техники, когда общался и работал с крупнейшими учеными, летчиками-испытателями СССР, России и всех ведущих стран мира.

Тут, друзья мои, не до старости. А ведь старость, на мой взгляд, это нечто гораздо больше, чем седые волосы и мысли о том, что наше время прошло. Настоящее зло в старости — это не слабость тела, а равнодушие и безразличие души.

Считается, что смена поколений происходит через 20 лет. Если это так, то я прошел через три поколения.

Первое: 1943 — 1960 годы. Поколение молодых морских летчиков-истребителей, сражавшихся и победивших в воздушных боях численно и качественно превосходящего противника на винтомоторных самолётах.
    За четыре года войны с Германией летчики-истребители ВМФ сбили в небе 3809 самолётов противника, из них летчики-балтийцы сбили 2000 самолётов. Вот у этих лётчиков Балтики в первые послевоенные годы я учился и рос.

Второе: 1960 — 1990 годы. Поколение молодых летчиков-перехватчиков ПВО, оседлавших грозную сверхзвуковую технику, днем и ночью охранявших небо Родины. В боевом строю ИА ПВО было более 100 ИАП, которые днем и ночью несли боевое дежурство в любую погоду, предотвращая всякие нарушения воздушных границ СССР от Балтики до Курильских островов по долготе и от Новой Земли до Чукотки по широте до границ Ирана, Афганистана и Китая.

Ежегодно боевые полки пополнялись молодыми летчиками — выпускниками Армавирского и Ставропольского высших училищ на боевых МиГ-23 и Су-15 по 350 — 400 человек. Авиационных инженеров готовили в Даугавпилсском инженерном училище с выпуском до 600 человек в год. Кроме того, в четырех центрах (полигонах) боевой подготовки и боевого применения — Савостлейка, Астрахань, Красноводск, Сарышаган проводились реальные боевые стрельбы во взаимодействию с ЗРВ по различным воздушным мишеням днем и ночью.

Третье: 1990 — 2004 годы. Поколение летчиков-испытателей ЛИИ им. Громова, ОКБ им. П.О. Сухого, ОКБ им. А.И. Микояна, ОКБ им. А.С. Яковлева. Это лётная элита молодых и опытных рыцарей неба, до фанатизма преданных своему делу и Родине.

Конечно, мои воспоминания не претендуют ни на полный охват событий, участником которых мне довелось быть, ни на исчерпывающую глубину их анализа. Не могу я здесь не только поблагодарить, но даже перечислить тысячи и тысячи людей, с которыми вместе работал и рос.

Главное качество летчиков — не казаться правдивым и честным, а быть таким. В этой книге я постарался показать это качество большинства моих коллег.