Еще один круг над крейсером — и Т-10К-2 на глиссаде посадки. Вскоре уже можно различить, что в отличие от всех предыдущих заходов, у самолета выпущен посадочный гак. Мастерский заход по глиссаде, удар о палубу колесами основных опор шасси с одновременным зацеплением гаком за трос аэрофинишера, движение по инерции вперед еще метров на 90 — и Су-27К замирает на полетной палубе. Так 1 ноября 1989 г. в 13 ч 46 мин московского времени состоялась первая в истории отечественной авиации и Военно-морского флота посадка самолета обычной схемы на корабль.

Пугачёв В.Г.

Ликованию присутствовавших на «Тбилиси» моряков, инженеров, техников, рабочих не было предела. Казалось все они — а в то время на корабле находилось более 4000 человек — высыпали на палубу, чтобы поздравить В.Г. Пугачева и друг друга с эпохальным событием. Но казалось, больше всего рад был первой посадке Генеральный конструктор. Еще бы — в нелегкой борьбе возглавляемой им фирме удалось опередить конкурентов и первой сделать то, примеров чему в отечественной истории еще не было. Сразу же после посадки Пугачева М.П. Симонов во всеуслышание объявил, что с данного момента К.Х. Марбашев назначается главным конструктором корабельных самолетов. Это стало заслуженным признанием вклада руководителя темы корабельного истребителя в триумф «ОКБ Сухого» на «Тбилиси».

После первой посадки Су-27К на ТАКР «Тбилиси. На первом плане слева направо: лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв, главный конструктор К.Х. Марбашев, директор ЧСЗ Ю.И. Макаров, Генеральный конструктор М.П. Симонов, 1 ноября 1989 г.

Не был обойден вниманием и непосредственный «виновник» описываемых событий — Герой Советского Союза Виктор Георгиевич Пугачев, которому распоряжением правительства 18 декабря 1989 г. было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». А когда 10 лет спустя, в сентябре 1999-го, Указом Президента РФ Генеральный конструктор «ОКБ Сухого» Михаил Петрович Симонов был удостоен высшего государственного звания Героя Российской Федерации за «мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники» (формулировка сама по себе беспрецедентная для такого рода награждений), в представлении к званию четко говорилось, что Звезда Героя дается Симонову в немалой степени за то, что тогда, в 1989-м, он нашел в себе мужество и решительность для доведения начатого дела до конца, приняв ответственнейшее решение на ту самую первую посадку.