Логотип

День Морской авиации России

17 июля 2017 года морские летчики отмечают День авиации Военно-Морского Флота России.

Праздник был учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", а дата была выбрана в связи с тем, что 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года была одержана первая победа русских морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.

В этот день четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты от ударов немецких самолетов русской военно-морской базы на острове Сааремаа. Во время боя два кайзеровских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись без потерь. Этот день принято считать Днем рождения Морской авиации России.

М-9
Гидросамолёт М-9
Однако события, связанные с зарождением морской авиации, происходили задолго до этой даты. С появлением первых боевых самолетов морским специалистам стало понятно значение авиации в вооруженной борьбе на море. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года — первый полет на самолете-амфибии "Канар". Первый в России поплавковый самолет в феврале 1911 года построил инженер Яков Гаккель.
Мациевич
Л.К. Мациевич
Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом.

Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

В 1913-1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полеты русского гидросамолета С-10 Игоря Сикорского.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки. Это объясняется дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

В июле 1914 года было принято "Положение о службе авиации флота", в котором были изложены основы организации и боевого применения морской авиации России.
М-10
Гидросамолёт М-10
Во время Первой мировой войны наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня кораблей и береговых батарей морская авиация стала взаимодействовать с надводными кораблями на море: искать подводные лодки, прикрывать корабельные группировки и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям.
Шмидт
О.Ю. Шмидт с лётчиками (после спасения)
Морская авиация активно участвовала в освоении Северного морского пути; морские летчики и техники составили основное ядро созданной в конце 1920-х годов полярной авиации. Из первых семи Героев Советского Союза, награждённых в 1934 году за спасение челюскинцев, морскими лётчиками были Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Bасилий Молоков и Иван Доронин.
Ил-4
Торпедоносец Ил-4Т
В годы Великой Отечественной войны морские летчики уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно-Морского флота. 17 частей морской авиации стали гвардейскими, 57 — награждены орденами, 241 авиатору присвоено звание Герой Советского Союза, а Б.Ф. Сафонов, А.Е. Мазуренко, В.И. Раков, Н.Г. Степанян и Н.В. Челноков награждены второй медалью «Золотая Звезда».
Ту-142
Ту-142 (противолодочник)
Современная Морская авиация - это род сил Военно-Морского Флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил.
Ка-29
Транспортно-боевой вертолёт Ка-29
Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.
Адмирал Кузнецов
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"
В составе ВМФ имеется один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". На нем базируются более 50 самолетов и вертолетов. Среди них истребители морского базирования Су-33 и Су-25 УТГ "Адмирал Кузнецов", а также вертолеты Ка-29 и их модификации.

В настоящее время крейсер также имеет на борту новые палубные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ.

Поздравляем с профессиональным праздником всех, чья служба связана с морской авиацией ВМФ России. Широкого Вам неба на морских просторах, пусть все ваши задания проходят удачно, и Вы всегда возвращаетесь к тем, кого любите и кто любит Вас. С праздником и успехов на службе!