M-55

30 лет первому полёту М-55 "Геофизика"

В середине 1980-х годов. СССР объявил о начале перестройки общества. Страна стала более открытой и доступной, что подтвердило разрушение «железного занавеса», но спрос на достоверную информацию о «друзьях» все же остался. Находящийся на вооружении ВВС высотный самолет-разведчик Як-25РВ уже в начале 1970-х годов. был списан, а построенный в трех экземплярах высотный самолет М-17 для разведки не годился. На ЭМЗ им. В.М. Мясищева начались работы по модификации самолета М-17, с целью создания на его базе самолета-разведчика. М-17 хотя и обладал большой высотой полета, но его дальность и грузоподъемность были невысоки.

Требовалось увеличить, как минимум, в четыре раза продолжительность полета и повысить грузоподъемность в связи с установкой нового и тяжелого оборудования. Главным конструктором по новой машине назначили Л.A. Соколова, ранее возглавлявшего работы по М-17.Решить эту задачу при неизменной тяге двигателя было невозможно. Поэтому установленный на М-17 двигатель РД-36-51В пришлось заменить на два более экономичных турбовентиляторных двигателя Д-30-В12. Это позволило довести относительный вес топлива с 21,3 до 33,5% от взлетного веса. Из-за установки двух двигателей и разведывательного оборудования фюзеляж самолета М-17 пришлось переделывать. Крыло также претерпело изменения, у самолета появились классический центроплан и две консоли вместо крыла из четырех частей. Немного изменилось и оперение самолета. Осталось только шасси, т.е. фактически сделали новый самолет, получивший обозначение М-55 «Геофизика».

Машина потяжелела более чем на шесть тонн: почти на четыре тонны увеличился запас топлива, остальное приходилось на вес планера, двигателей и оборудования. Установили автоматическую систему управления полетом для обеспечения характеристик устойчивости и безопасности полета. Заменили аналоговый вычислитель на цифровой, что также способствовало улучшению характеристик управляемости и устойчивости.

Чельцов Э.Н.
Э.Н. Чельцов
Первый полет самолет М-55 совершил 16 августа 1988 г., пилотировал машину летчик-испытатель Э.В. Чельцов. Были построены два опытных и два предсерийных самолета М-55. Летные испытания показали, что максимальное аэродинамическое качество самолета М-55 доходило до 21 и было все же меньше, чем у американского разведывательного самолета ТР-1 (модификация U-2) при практически равных удлинениях крыльев. Это объясняется различными профилями крыльев и возросшим коэффициентом лобового сопротивления. Продолжительность полета увеличилась до 6,2 часа, а потолок несколько снизился.

На разведчике М-55 проводились различные исследования. В 1996 г. летчик-испытатель В.В. Васенков принимал участие в изучении озонного слоя в западном секторе Арктики. Самолет оснащался исследовательской аппаратурой, разработанной в странах - участниках эксперимента, полеты проводились с итальянской базы ВВС близ Рима. Параллельно с исследовательскими полетами проводились высотные полеты по изучению атмосферы над итальянской столицей. Затем самолет участвовал в эксперименте на севере Европы по изучению перламутровых облаков. Самолет, пилотируемый В.В. Васенковым, взлетал с финского аэродрома Санта-Клаус ночью в сторону Гренландии, к островам Шпицберген и Новая Земля и летел на высотах до 21 км. Наведение на облака осуществлял самолет-ретранслятор «Фолкон». К сожалению, полеты на М-55 не обошлись без жертв. 29 мая 1995 г. в испытательном полете погиб летчик-испытатель Э.В. Чельцов.

По материалам сайта: oruzhie.info (Оружие)