Бабушкин

125 лет со дня рождения выдающегося полярного лётчика М.С. Бабушкина

Михаил Сергеевич Бабушкин родился 6 октября 1893 года в семье лесника в подмосковной деревне Бородино, что рядом с поселком Лосиноостровский.

О небе в детстве и не мечтал, мысли мальчика были куда прозаичнее: как прокормить себя и помочь своей большой семье, в которой, кроме него, росло еще семеро детей.

Полеты самолетов уже давно восхищали Бабушкина, но эта профессия считалась элитной — из "простых" в летчики было не попасть. До войны Бабушкин пробовал было попроситься слесарем на летное поле на Ходынке — ремонтировать машины и летать, но офицеры посмеялись над ним и выгнали.

С началом Первой мировой войны Бабушкина направили на службу по специальности — в передвижную артиллерийскую мастерскую чинить двигатели. Но в части он услышал о наборе добровольцев в летчики. Бабушкин сразу же изъявил желание, но начальник отказал. Спустя две недели Михаил пришел к руководству и стал упрашивать все же записать его в авиаторы.

Бабушкин
Курсант Гатчинской школы
Начальник смягчился, видя такое упорство, и сверх комплекта отправил Бабушкина в Гатчинскую военную авиационную школу — на фронте не хватало летчиков, поэтому учить стали даже низшие чины.

В отличие от "благородных", молодых солдат не жалели: больше месяца заставляли бегать десятки километров по аэродрому, помогая офицерам запускать аэропланы, чинить и обслуживать их. И только когда устройство машины они знали до винтика, разрешалось с инструктором сесть в кабину.

Бабушкин учился с большим рвением и уже через год вошел в четверку учеников "из нижних чинов", которых произвели в летчики. Но на фронт не отправили: из-за нехватки квалифицированных кадров в школе всех четверых назначили инструкторами — учить молодых солдат. Инструктором Бабушкин прослужил вплоть до 1917 года.

После революции школу передали в распоряжение Главного управления воздушного флота, а его демобилизовали.

С начала 20-х Бабушкин начал работать на русском Севере, Белом море. Летая над полярными льдами, он искал залежки тюленей и направлял зверобоев. В конце мая 1928 года Бабушкин принял участие в поиске и спасении экипажа потерпевшего крушение дирижабля "Италия". Во время поисковой операции Бабушкин первым в истории совершил пятнадцать посадок на дрейфующую льдину — до него считалось, что летом сделать это невозможно из-за хрупкости льда.
У самолёта Ш-2
М. Бабушкин у своего самолёта Ш-2
Самолет Бабушкина был поставлен на лыжи, но все же риск при посадке был огромным, подобные маневры требовали от летчика невероятного мастерства. И, несмотря на то, что ледокол "Малыгин" не смог пробраться к уцелевшему экипажу "Италии", — их спас "Красин", подвиг Бабушкина стал известен не только в Советском Союзе, но и за границей.

Летом 1933 года из порта Мурманска в плаванье отправился пароход "Челюскин" для того, чтобы наладить навигацию по Северному морскому пути — самому короткому пути из Европы на Дальний Восток через моря. Одним из членов экипажа был летчик Михаил Бабушкин: на борту находился небольшой самолет, на котором он совершал разведывательные полеты, давая курс направления кораблю.

За новостями с "Челюскина" следила вся страна. В начале ноября, благодаря удачному дрейфу, он вошел в Берингов пролив — до цели экспедиции оставались считанные мили. Но до чистой воды судно не успело дойти: его увлекло обратно в Чукотское море и затерло льдами.

13 февраля экипаж, предвидя скорую гибель "Челюскина", высадился на лед. На льду оказалось 104 человека.

Первый самолет смог пробиться к челюскинцам через 20 дней: он эвакуировал десять женщин и двоих детей, а следующие полеты удалось возобновить только в апреле. Летчики, эвакуировавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза: но Михаила Бабушкина, который также принимал участие в спасательной операции и потом самостоятельно улетел со льдины на своем самолете, наградили только орденом Красной Звезды.

Для получения высшей награды нужно было просто сообщить о себе, но Бабушкин наотрез отказался просить. И не из гордости: просто был скромным человеком, который не гнался за чинами.

Высшую награду Бабушкин все же получил, но спустя три года — за первую в мире посадку самолета на Северном полюсе, которую он совершил, доставив на лед участников экспедиции на дрейфующую научно-исследовательскую станцию "Северный полюс-1".
Вместе с О. Шмидтом
Третий слева - М. Бабушкин, в центре - О. Шмидт
во время экспедиции "Северный полюс-1"


В 1937 году Михаила Бабушкина отправили на поиски пропавшего самолета ДБ-А летчика Сигизмунда Леваневского, который совершал перелет с Северного полюса на Аляску. Попытки отыскать экипаж не прекращались и в 1938 году, хотя надежды найти пилотов в живых уже не было. В мае Михаил Бабушкин получил приказ возвращаться в Москву. Накануне перелета Михаил Бабушкин сломал ногу и не мог управлять самолетом — тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. 18 мая за штурвал сел другой летчик.

При взлете с военного аэродрома на острове Ягодник, что находится недалеко от Архангельска, в самолете произошла авария — загорелся двигатель, пришлось совершить вынужденную посадку на воду Северной Двины. В результате аварийной посадки M. Бабушкин получил ранения, а рыбаки, которые его подобрали в воде, не смогли его спасти.

Прах героического лётчика захоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.

Статья подготовлена на основе матералов сайта www.tass.ru